Семейное право древних шумеров

Брак, развод, измена

Значительная часть дошедших до нас судебных документов, «дитилл», была посвящена вопросам брачно-семейных отношений. Найденные архивы судов – это тысячи глиняных табличек с записями брачных контрактов, договоров и завещаний, которые по законам городов-государств Шумера требовалось составить в письменной форме и официально заверить.

Архивы содержат огромное количество протоколов судебных процессов по бракоразводным делам, по делам о супружеской измене, спорным вопросам при разделе наследства и еще великое разнообразие рассмотренных дел во всех областях семейных отношений. Это говорит о высоком уровне развития шумерской юриспруденции в области семейного права, основой которого являлось уважение его граждан к общественному порядку и справедливости, четкое осознание своих обязанностей и гарантия прав.

Основным звеном общества в Шумере была семья, семейные кланы, поэтому высокоразвитая судебная система стояла на защите семейных ценностей и веками сложившихся порядков.
 

Уклад жизни в шумерской семье был патриархальный


Отец, мужчина, стоял во главе. Его власть была копией власти правителя или энси в пределах одного семейного клана, его слово было решающим в наиболее важных семейных и хозяйственных вопросах. Уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры, брак был моногамный, хотя мужчине позволялось завести и наложницу, как правило, из рабынь. Если супруга была бесплодна, она сама могла выбрать мужу вторую жену-наложницу, но та по своему положению занимала ступеньку ниже, и не могла требовать равноправия с законной женой-горожанкой.
 

Права женщины в Шумере были более ограниченными, чем у ее мужа


В семье она занимала подчиненное положение, тем не менее, обладала немалыми экономическими и социальными свободами в обществе. Женщина имела возможность самостоятельно, без согласия мужа, совершать торговые сделки и операции, она могла подать жалобу в суд и выступать в качестве свидетеля.
Не ясно, было ли в древнем Шумере за женщиной законодательно закреплено право занимать государственные должности, но точно известно, что под управлением женщин нередко оказывались целые города. Чаще всего это были вдовы царей или энси, но стал достоянием случай, когда простолюдинка, занимавшаяся торговлей, самовольно заняла трон и успешно управляла городом на протяжении довольно продолжительно времени.
 

Шумерское право юридически строго регулировало все имущественные и личные отношения между сторонами в браке и семье


Вопрос о вступлении в брак обычно решался между отцами жениха и невесты. Для обеих сторон это была сделка, в ходе которой достигалось соглашение о сумме выкупа, обычно, не превышающая стоимости рабыни, и сроке вступления в брак. Отец невесты давал дочери приданное и слагал с себя все дальнейшие обязанности по отношению к ней. Дочь уходила в семью мужа, а с ней и дополнительные рабочие руки. Семья невесты несла убытки, так сумма приданного обычно была больше свадебного выкупа, но дочь не имела в дальнейшем прав на долю при разделе отцовского наследства. Договор между семьями о заключения брака считался достигнутым, только после официального подписания всех необходимых документов.
 

Заключение брачного договора между родителями молодых налагало на них определенные обязанности


По закону, если жених отказывался соблюдать условия договоренности и отказывался жениться, то он лишался свадебного выкупа. В случае инициативы расторжения брачного договора со стороны семьи невесты, жених получал денежное возмещение в размере двойной суммы выкупа. В случае грубого нарушения договорных обязательств потерпевшая сторона, могла требовать передачи дела в суд. Если в ходе судебного разбирательства вина была доказана, то оскорбленная сторона получала значительную материальную компенсацию, помимо возмещения стоимости всех подарков. Нарушивших условия соглашения принуждали к выполнению взятых на себя обязанностей.

Справедливости ради надо отметить, что хотя при выборе невесты наиболее весомым было слово родителей, тем не менее, юноша мог и самостоятельно выбрать спутницу жизни. При этом отец чаще всего руководствовался материальным положением и социальным статусом семьи девушки, а сын чувствами. В дошедшем до нас эпосе мать советует сыну жениться на девушке, которая ему приглянулась. В другом письменном доказательстве возможности женитьбы сына по собственному выбору отец поучает юношу не брать в жены жрицу. Но в подавляющем большинстве, брак в городах-государствах Шумера рассматривался как имущественное соглашение, в ходе которого происходило объединение семейных кланов.
 

Брак надлежало зафиксировать в официальном акте, заверенном городскими властями


Без этого он считался недействительным, даже если семейные отношения существовали на протяжении длительного времени.

Все дары жениха невесте на свадьбу строго фиксировались в брачном контракте, так же как и на все подарки, сделанные мужем в ходе семейной жизни, надлежало составлять дарственные таблички. Только после письменного заверения, украшения и драгоценности становились личной собственностью женщины и не подлежали разделу в общем имуществе после смерти мужа. Если брак расторгался, муж имел право вернуть назад все свои дары. В брачном контракте обычно оговаривалась «вдовья доля», та часть имущества, которая отходила к женщине после смерти мужа. Таким образом, мужчина должен был заранее оговорить достаточное материальное обеспечение жены после своей смерти. Если он этого по каким-то причинам не делал, согласно законам, вдова наследовала имущество в равных долях с сыновьями.

В семье женщина была практически полностью подчинена мужу. Она делила с ним ответственность за все его добрачные долги, в то же время мужчина мог не признать обязательства жены, сделанные ей до свадьбы.

Мужчина имел право для отработки долга отдать жену в кабалу кредитору, рассмотрение подобного вопроса в отношении мужа было абсолютно невозможным.
 

Развод был не редкостью в шумерском обществе, но инициатором бракоразводного процесса в суде мог выступать только мужчина


Наиболее часто причиной для расторжения семейных отношений выступало бесплодие жены. Суд мог согласиться с доводами мужа и расторгнуть брак. При этом женщине обычно полагалась материальная компенсация. Муж должен был вернуть все приданное или выплатить определенную денежную сумму. По закону, если жена возражала против развода, мужчина обязывался после официального расторжения брака в суде обеспечить ее домом и пожизненным содержанием. Муж мог доказать в суде, что женщина повинна в более серьезных грехах, например, растрате или краже хозяйственных денег, или она каким-либо причинам отказывалась выполнять супружеские обязанности. В этом случае он имел право лишить ее крова и выгнать ее на улицу без денежной компенсации, либо бывшая жена становилась рабыней в его доме.
 

Особенно суровы были законы Шумера к женщинам, нанесшим оскорбление мужу


По законам большинства городов, их топили в реке. Тягчайшим оскорблением считалась супружеская измена. Если муж не даровал прощения прелюбодейке, он имел право требовать ее смерти. Закон был суров к женщине, изменившей мужу, но достаточно либерален и справедлив. Факт супружеской измены считался полностью доказанным, только если мужчина заставал жену с любовником, так сказать, на месте преступления. В случае отсутствия прямых доказательств, жена могла оправдаться, поклявшись в верности супружескому долгу перед богами в храме. Тогда она считалась невиновной.
 

Брак считался расторгнутым, если мужчина попадал в плен или рабство во время войны


По законам Шумера, женщина обязана была ожидать мужа в течение пяти лет, затем городская администрация два года выплачивала ей материальное пособие. Если за это время муж не возвращался, только тогда женщина могла вторично выйти замуж. Женщина могла свободно вступать в брак, если ее муж самовольно покидал городскую общину.